ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ПРАВА (Подразделы спортивного права).

Димитриос П. Панагиотопулос

 Профессор Афинского университета, адвокат, Вице-ректор Университета Центральной Греции, Президент Международной ассоциации спортивного права

Данная статья развивает тезис об особой природе Lex Sportiva. В ней рассматривается специфика спортивного права и олимпийского права, а также качество и особенности соответствующих правовых норм. Отмечается, что международное спортивное право – это подраздел международного права, отличающийся от спортивного права и олимпийского права.

В теории международного права общепризнано следующее: «Закон – это принудительный порядок. Он создает социально оформленные санкции и отчетливо отличается от религиозного порядка, с одной стороны, и  нравственного порядка, с другой. Как принудительный порядок, закон представляет собой специфическую социальную технику, сущность которой заключается в попытке вызвать желаемое социальное поведение человека посредством угрозы применения меры принуждения в случае неправильного с правовой точки зрения поведения».  В той же работе (The Principles of International Law, Rinehart, 1952, pp 45-50) Келсен подтверждает действенность международного права. Однако до сегодняшнего дня сложности правоприменения остаются главным отличием международного права, определяющим его специфику по сравнению с национальным законодательством. Lex Sportiva и Lex Olympica – это новые правовые области, синтезирующие особенности международного права (субъекты, юрисдикция, содержание норм) и национального права (эффективный механизм правоприменения, вертикальное действие законов, немедленное включение в национальное законодательство, обязательная и эксклюзивная юрисдикция судебных органов).

 Эти новые разновидности международного права опираются на практику и организационные структуры, сложившиеся в другом контексте. В результате обнаруживается неадекватность практики международного права в юридической сфере, представляющей собой другую разновидность международного права. Она обладает ярко выраженной принудительной силой, роднящей ее с национальными юрисдикциями. Вместе с тем, необходимы фундаментальные изменения в ее организационных структурах, в соответствии с принципом законности, с целью создания международного поля законности в спорте – в области международного спортивного права и международных конвенций, международных спортивных актов и кодекса WADA.  Такую необходимость подтверждает применение правил WADA при принятии решений о допуске/недопуске национальных команд к участию в Олимпийских играх Рио-2016. Вопрос заключается в следующем – кто является применителем норм международного спортивного права?     

 

Принципы честной игры в спорте. Дилемма манипуляций спортивными соревнованиями.

Озгерхан Толунай

доктор права, адвокат, юридический консультант

 Организации международного и национального уровня давно занимаются проблемами честности в спорте (МОК, Совет Европы, ЕС, Интерпол, Европол, агентства ООН, международные спортивные федерации и др.). В последнее время по данным вопросам было опубликовано много значимых исследований.  Одним из наиболее важных исследовательских проектов в данной области можно считать «Программу исследований честности в спорте», реализуемой совместно Международным центром безопасности в спорте и университетом Сорбонны.

 В своем докладе я расскажу об этих исследованиях и кратко охарактеризую формы и масштаб манипуляций, связанных со спортивными соревнованиями (ситуации, в которых возникают или могут возникнуть нарушения принципов спортивной честности).

 Вслед за анализом факторов, способствующих развитию манипулятивных практик в рамках спортивных состязаний, я расскажу о том, какие уроки можно извлечь из данного анализа. Будет также рассмотрена проблема реагирования на манипуляции спортивными результатами.

 Далее я рассмотрю следующий вопрос: В чем должна заключаться борьба с манипуляциями спортивными соревнованиями?

  В заключение я проанализирую современные международные и национальные меры по борьбе с манипуляциями результатами спортивных состязаний. Это позволит нам увидеть, какая модель управления была разработала специально для спорта и в какой степени данная модель может стимулировать другие меры. 

 

Агрессивное поведение зрителей и других болельщиков на спортивных мега-событиях.

Джеймс А.Р. Нафзайгер

Серьезный вопрос насилия со стороны зрителей и других болельщиков спортивных клубов и команд на соревнованиях - особенно, спортивных мега-событиях - часто игнорируется или минимизируется при рассмотрении юридических проблем в спорте. Это вызывает сожаление. В конце концов, это широко распространенное явление. Более того, очевидно, что большинство соревнований вряд ли могут проводиться без зрителей, хотя дисциплинарные меры в футболе, предписывающие клубам проводить матчи за закрытыми дверями или, иногда, на нейтральной территории, могут поставить под вопрос необходимость присутствия зрителей на всех соревнованиях. В данном докладе сначала будет рассмотрена общая проблема насилия  на спортивных мероприятиях – особенно, на международном уровне – охватывающая поведение не только спортсменов. Затем будут проанализированы два взаимосвязанных случая, которые возникли во время матча между национальными командами Албании и Сербии и впоследствии разрешались в Спортивном арбитражном суде (CAS).    

Два решения, вынесенные CAS, примечательны по нескольким причинам. Во-первых, их можно рассматривать в качестве образцово-показательных, поскольку насилие со стороны зрителей и болельщиков по-прежнему наблюдается в основном в европейском футболе. В 2016 году, например, между фанатами возникали драки на стадионах и за их пределами до начала и во время проведения Чемпионата Европы по футболу во Франции. Во-вторых, Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей, принятая более 30 лет назад, по всей видимости, имеет ограниченную способность сдерживать агрессивное поведение зрителей и болельщиков. В-третьих, CAS все же сумел поддержать принципы честной спортивной борьбы перед лицом хулиганства по причине своей институциональной дистанцированности от УЕФА и других организаторов этих проблемных мероприятий.            CAS является незаменимым источником lex sportivа в деле обеспечения справедливости и реализации таких важных правил, как невмешательство в игру, критерий удовлетворительного доказательства, требование «прямого действия»  при подаче апелляций на решения спортивных организаций и, что особенно важно, принципа нулевой терпимости к угрозам применения насилия или насильственным действиям. Фундаментальное значение в борьбе с агрессивным поведением зрителей и болельщиков клубов и команд имеет правило вменения. Оно накладывает ответственность на клубы и команды за действия их болельщиков, а также требует от принимающих клубов и команд обеспечивать должную безопасность. Правило вменения можно оспаривать на основе принципов справедливости, но трудно предложить более действенное средство против высоко распространенного риска агрессивного поведения отдельных фанатов и, что еще хуже, толп фанатов.   

 

Юридические проблемы организации мега-событий: идеи для учебного курса летней школы по спортивному праву.

Клаус Фивег

Профессор, доктор Эрланген (Германия)

Спортивное право – это сложный подраздел права международного характера. В разных странах можно наблюдать попытки интегрировать преподавание спортивного права в систему юридического образования. Многообещающим решением в этом плане может быть организация летней школы по спортивному праву для молодых юристов. Учебная программа такой школы могла бы ориентироваться на юридические проблемы, возникающие при организации так называемых мега-событий, как то Олимпийские игры, чемпионаты мира или Европы по футболу. Программа могла бы включать анализ норм и правил МОК, ФИФА и УЕФА – в частности, в отношении процедур выбора города и страны-организатора и предъявляемых к ним требований – а также других вопросов, характерных для спортивного права (например, безопасность, спонсорские права, права на мерчандайзинг, медиа-права, допинг, налоги). Отдельные проблемы можно распределить по двум категориям – «управление» и «соблюдение нормативно-правовых требований».    

 

Юридическая и финансовая база ЧМ-2017 по водным видам спорта в Будапеште.

Андрас Немес

профессор, доктор наук Lex Sportiva Венгерское общество спортивного права Лтд.

После длительной процедуры столица Венгрии, наконец, получила право на проведение Чемпионата мира по водным видам спорта 2017. На конгрессе IASL прозвучат два доклада, посвященных данной теме. Первый доклад будет касаться подготовительного периода; второй – представленный г-ном Фаркасом – будет освещать период с 2016 года до проведения данного мероприятия.

Вполне естественно, что организация такого мега-события, как чемпионат мира, поднимает юридические и финансовые вопросы. Поэтому вначале будет рассмотрен бюджет расходов подготовительных лет (2013-2015), а затем -  те же вопросы в рамках проведения ЧМ по водным видам спорта в 2017 году. 

Помимо традиционных проблем управления событием, данное исследование освещает полный бюджет ЧМ-2017, а также анализирует юридические обязательства, начиная с заявочного процесса и заканчивая периодом проведения мероприятия. Кроме того, рассматривается более широкое влияние чемпионата. Речь идет о спортивных сооружениях, поскольку, во-первых, они могут быть использованы для других спортивных целей в будущем: люди получат возможность заниматься спортом в качестве активного досуга, а также в рамках программ олимпийского развития самого высокого уровня. Это означает, что существует долгосрочная перспектива использования спортивной инфраструктуры.  Во-вторых, чемпионат влияет на ситуацию с недвижимостью, поскольку привлекает инвесторов.

Основные цифры:

Общий объем бюджета чемпионата составит 89,843 млрд. венгерских форинтов (314,5 млн. долларов США). В эту сумму входят расходы на реконструкцию бассейнов для проведения соревнований, реконструкцию дорог, острова Маргит и  Пешта.

В 2013 году расходы на подготовительную работу и непредвиденные обстоятельства составили 1,4 млрд. форинтов (4.9 млн. долларов США)

В 2014 бюджетные расходы составили 1,585 млрд. форинтов (5.547 млн. долларов США). Это были расходы на реконструкцию спортивных сооружений.   

 В 2015 бюджетные расходы составили 6,979 млрд. форинтов (24.43 долларов США). Сюда вошли расходы на первый этап реконструкции бассейна Dagály и расходы на непредвиденные обстоятельства.  

(с 2016: финансовые данные будут представлены в другой части исследования).

Данные расходы определялись правительственными указами.  

В докладе также освещается контрактная база мероприятия.